В своем неверии глава крупнейшего банка в России признался на дне инвестора в Лондоне, добавив: если ему скажут, что нужно создавать банк, то это не к нему и не к его команде.
Маяк для Сбербанка – технологические компании, которых Греф считает главными конкурентами. Потому он с командой, как топ-менеджеры Эппла, выступали в футболках и джинсах и призывали присутствующих снимать свои галстуки.
Греф ежегодно задает представителям Гугла, Эппла, Амазона и Фейсбука один дежурный вопрос: не планируют ли они пойти в банкинг. Ему обычно советуют расслабиться, поясняя нежелание чрезмерной зарегулированностью банковского бизнеса и фантастичностью картины «чиновник из надзорного ведомства в офисе из Кремниевой долины». В этом году ответ хайтековых гигантов не убедил Грефа, потому что вопиющим образом разошелся с уже наставшей действительностью: Фейсбук зарегистрировал свой банк сразу в паре юрисдикций, глава Сбербанка ожидает подобного и от Гугла и Амазона, возможно, в наступающем году. Греф хочет быть готовым к этому.
Возврат банковских капиталов падает, на банковскую площадку пришли игроки нового типа – финтех-компании, или «финтехи». Банки их боятся и оттого начинают скупать их, пояснил Герман Греф. Сбербанк хочет на новые рынки, конкурировать с ребятами, родившимися, выросшими и создавшими технологический задел в Кремниевой долине. В презентации Германа Грефа как на пример новых рынков указывается на медицину, туризм, образование, развлечения и т. п. По прогнозу главы Сбербанка, компании из этих сфер тоже могут попробовать заняться банковским бизнесом. Тем более научиться банкингу проще, чем предугадывать потребности клиентов, считает Греф.